Индивидуальный
образовательный маршрут педагога
Одна из
технологий профессионального развития педагога служит индивидуальный
образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут – это личный,
отличающийся характерными признаками
путь следования, который представляет
собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную
программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального
развития при осуществлении методического сопровождения.
Основанием для повышения мастерства
педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута
являются:
·
изменения, происходящие в образовании;
·
запросы
и потребности участников образовательного процесса.
Алгоритм разработки
индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
·
диагностику профессионального мастерства,
самоопределение педагога;
·
составление на основе полученных результатов
индивидуального образовательного маршрута;
·
реализацию маршрута;
·
рефлексивный анализ эффективности
индивидуального образовательного маршрута.
Структура
индивидуального маршрута
профессионального развития педагога
Титульный лист
Название ОУ
ИОМП
Ф.И.О. педагога:
Город,год создания
Информационная справка об авторе ИОМ
Ф.и.о.
Занимаемая
должность:
Образование:
Дата
прохождения аттестации:
Квалификационная
категория:
Дата
прохождения курсов повышения квалификации:
Педагогический
стаж:
Пояснительная записка (анализ ситуации, выделение проблемы)
• Методическая
тема школы
• Тема работы МО
• Индивидуальная
тема по самообразованию
• Цель
• Задачи
• Форма самообразования
• Предполагаемый результат (для учителя, для обучающихся)
• Сроки работы над
проблемой
• Форма отчета о проделанной работе
При
выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее
научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного
вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой
школы и методического объединения.
Сроки реализации маршрута могут варьироваться от
одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной
ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к
аттестации или реализации конкретных образовательных линий).
Формы самообразования
педагога
Индивидуальная форма, инициатором которой является
сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения,
семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации. Матрица ИОМ
Направления работы
|
Действия
и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой
|
Сроки
|
Форма представления
результата своей работы
|
Где, когда, кем заслушивается
|
Результаты проделанной работы.
Отметка о выполнении
|
В индивидуальном образовательном
маршруте отражаются следующие направления
деятельности: • Профессиональное
(предмет преподавания) • психолого-педагогическое
(ориентированное на учеников и родителей) • методическое
(педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) • информационно-компьютерные
технологии • здоровье Что может включать каждое направление? Профессиональное 1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их
особенности. 2.Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей
и требований. 3. Разработать рабочие программы по своим предметам в
соответствии требований ФГОС. 4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через
предметные издания и Интернет. 5. Плановое повышение квалификации на курсах для учителей
начальных классов. 6.Плановая аттестация на подтверждение высшей
квалификационной категории. 7. Профессиональные публикации, брошюры. 8. Участие в
конкурсах профессионального мастерства Психолого-педагогическое 1.Изучение и систематизация материалов методической,
педагогической и психологической
литературы. 2. Повышение педагогической
квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных
технологий обучения Методическое 1.Совершенствовать знания современного содержания
образования учащихся по предмету. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами
обучения. 3. Повышение своего уровня педагогического мастерства для
продолжения работы в качестве руководителя МО. 4. Участие в экспертных комиссиях (работа в рамках
аттестации учителей). 5. Организовать работу с одарёнными детьми и добиться
активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и
олимпиадах разного уровня. 6. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы,
города, региона через Интернет. 7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 8. Периодически проводить самоанализ профессиональной
деятельности. 9. Создать собственный УМК лучших разработок уроков,
интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий. 10. Совершенствовать структуру самоанализа урока. 11. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания
знаний учащихся. 12. Представлять опыт работы через открытые уроки на
школьном и городском уровне. 13. Участие в олимпиадах, конкурсах. 14. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на
МО, педсоветах, конференциях. 15. Обобщение и распространение
собственного педагогического опыта
Информационно-компьютерные
технологии 1.
Изучать информационно компьютерные технологии и
внедрять их в учебный процесс. 2.
Совершенствовать навыки работы на
компьютере. 3.
Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять. 4.
Создать электронную почту для контакта с единомышленниками. 5.
Освоение новых компьютерных программ и ТСО
(мультимедийный проектор). 6.
Составление мультимедийных презентаций о работе в
качестве учителя, классного руководителя,
руководителя МО. 7.
Сбор и анализ в Интернете информации по начальному
обучению, педагогике и психологии. 8.
Разработать комплект сценариев уроков с применением
информационных технологий и формировать копилку методических материалов 9.
Разработать
пакет тестового материала в электронном виде. 10.
Разработать комплект тематических занятий, родительских
собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и
использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом 11.
Участие в конкурсах в Интернете. 12.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие
технологии. По
каждому направлению определяются
показатели, виды деятельности и сроки исполнения. Разделы
ИОМ: • Изучение литературы, связанной с темой
самообразования • Разработка программно-методического
обеспечения образовательного процесса · Обобщение собственного опыта педагогической
деятельности · Участие в системе школьной методической
работы · Обучение на курсах в системе повышения
квалификации вне школы · Руководство повышением квалификации других
учителей ·
Продвижение по ИОМ фиксируется в карте ИОМ
(таблица) по месяцам, семестрам с
указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений
деятельности. Формы самообразовательной деятельности учителя по
программе: -курсы повышения
квалификации при институте повышения квалификации и переподготовки работников
образования; -методические практикумы в
школах; -обсуждение специальной
педагогической и психологической литературы; -подготовка к аттестации; - научно-практические
конференции; -обобщение своего опыта работы и представление его в
публикациях; - освоение информационных
технологий образования и воспитания; -теоретические семинары по
проблемам повышения качества образования и
личностно-профессионального развития учителя; -обсуждение проблем
самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического
совета, методических объединений учителей, в проблемных группах; - работа творческих мастерских
учителей-исследователей; - проведение самоанализа деятельности учителя
за год, рефлексия своего опыта. Ожидаемые результаты: • повышение качества преподавания • разработанные и изданные методические пособия, статьи,
программы, сценарии и др. • разработка новых форм, методов и приемов обучения • доклады, выступления • разработка дидактических материалов, тестов,
наглядностей • разработка и проведение открытых уроков по собственным, инновационным
технологиям • создание комплектов педагогических разработок • проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение
опыта по исследуемой проблеме. Формы представления
результатов педагогической деятельности
учителя Серия учебных занятий Методическая продукция Портфолио Творческий отчет Мастер-класс Творческая мастерская Педагогический проект Отчет о результатах (ходе)
инновационной деятельности Профессиональные конкурсы Презентация опыта работы по выявленной проблеме В графах,
отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются: • достижения
педагога по каждому из направлений деятельности в виде конкретного
педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик,
методических рекомендаций, консультаций, статей, разработок занятий и т. д.); • субъективное
отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и
достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде
самоанализа, творческого отчета, самопрезентации); • формы
презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и
времени презентации. Однако при
работе с данным документом следует соблюдать следующие правила: ·
не откладывайте на конец учебного года процедуру
заполнения документа — пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»; ·
не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты
документа: выявите, прежде всего, то направление педагогической деятельности, в
котором Вы преуспеваете в большей степени; ·
стремитесь быть достоверным при оценке своего
труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и
определить направления профессиональной деятельности. На основании
накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ
педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов
с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки
индивидуального маршрута педагога на следующий период.
|